Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

MARICreativeResource© MARI RUSSIA

Российское отделение Института MARI "МАРИ РОССИЯ"

онлайн обучение подробнее

запись информационной встречи

международная сертификация подробнее

членство в профессиональном международном сообществе подробнее

НОВЫЙ ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС

Арттерапия в подходе МАРИ

Международная сертификация

Запись информационной встречи https://www.youtube.com/watch?v=FXhfJPaT3Pw

подробнее

Материалы ежегодной научно-практической конференции

 студентов, аспирантов и молодых ученых

факультета психологии и социальной работы ТвГУ, 2012

 

Данилина М. В., аспирант ТвГУ,

19.00.05 – социальная психология,

Научный руководитель – кандидат психологических наук,

доцент Е.Д. Короткина

 

Мандала как инструмент взаимодействия с внутренним миром. Психологические особенности рисования в круге

 

Традиционно мандалой называется графическое изображение в круге, символически отражающее универсальную модель мироздания и человеческого сознания, космических процессов, галактических циклов и жизненного принципа всех живых существ. Это геометрическая композиция, символизирующая духовный, космический или психический порядок. На санскрите «мандала» означает «круг». Даже когда в основе этой геометрической композиции лежат квадраты или треугольники, она все равно имеет концентрическую структуру [6].

Традиционно считается, что происхождение мандалы уходит в духовные практики древнего Востока. Множественные находки ритуальных изображений в круге при исследовании самых различных культур позволяют говорит о некоторой универсальности круговых символов, хотя именно на Востоке создание и использование мандал как практик самопознания и саморазвития достигло наивысшего расцвета. Изучая восточные практики развития сознания, мы находим стройную и упорядоченную систему построения изображения в круге, являющееся одним из ключевых способов познания своего подлинного Я во всей его целостности и полноте.

Взаимодействие с мандалой как некоей универсальной моделью можно определить по двум основным векторам: пассивном и активном. Пассивное представляет собой созерцание, погружение в уже созданную мандалу. Это может быть и рисунок, и каменный лабиринт, и витраж средневекового храма, и иконографическое изображение. В этом случае мы сталкиваемся со специфическим воздействием изображения в круге, построенного с соблюдением определенных правил, сложившихся веками. Мандала выступает как инструмент созерцания и концентрации, средство достижения особого психического состояния.

С древних времен нашим предкам хорошо было известно о функциональной ассиметрии мозга.

Как пишет Джин Шинода Бален в своей книге «Психология и дао»: «Левое полушарие отвечает за речь и контролирует правую половину нашего тела, а его мышление, имеющее линейный характер, опирается на логику. Оно концентрируется на конкретном и измеряемом… Правое полушарие мозга отлично: оно создает образы вместо слов используя их интуитивно, различая целостность картины, а также испытывает чувство понимания источников из которых возникает то или иное явление. «Правый мозг» хорошо справляется с амбивалентностью и противоположностями, понимая целостность событий, не останавливаясь на их частях и деталях, замечает и одновременно чувствует.» (стр.15-16 Дж. Ш. Бален, Психология и дао, М. 2005) [2].

Примирить внутренние противоречия, найти единство в противоположностях и решение внутренних конфликтов возможно только с помощью активизации ресурсов правого полушария. Это и является результатом концентрации на мандале. Ученые определили существование прямой связи между способностью реагировать на пространственные рисунки, такие как простая мандала, и функционированием правого полушария мозга. Фактически, мандала используется для отключения левого полушария мозга и задействования правого [4].

Вектором активного взаимодействия с мадалой является ее непосредственное построение. И в этом случае оно может быть ритуальным, представляющим статичную систему или личным. Личная мандала всегда находится в процессе изменений. Это динамическая система, соответствующая внутренней жизни личности на данный момент.

По своей функциональной нагрузке мандалы можно разделить на четыре основных группы:

  1. Наиболее широко известная и применяемая во всех культурах практика созерцания изображения в круге. В совей основе мандала является зрительной конструкцией, так как она соответствует первичному зрительному восприятию, а также структуре органа зрения. Вот как определяют биопсихическую природу мандалы гарвардские психологи Ральф Мецнер и Тимоти Лери: «Механизм мандалы может быть рассмотрен в терминах нейрофизиологии глаза. Если мандала является изображением структуры глаза, то центр мандалы соответствует «слепому пятну». Поскольку «слепое пятно» — это проход от глаза к зрительной зоне мозга, то, выходя «наружу» через центр, вы окажетесь в мозге. Йог открывает мандалу в собственном теле. Мандала является инструментом для преодоления пределов мира видимых явлений посредством централизации их и возвращения внутрь» [1].
  2. Мандала как некая алхимическая, то есть трансформирующая формула. Именно этот аспект наиболее значим в психотерапевтическом применении мандалы.  Как считает один из наиболее ярких современных мистиков, философ, основатель современного метода медитации Дуглас Хардинг, когда Эго повреждено или дисгармо­нично, мандала выступает в качестве поддерживающей его структуры. [3].
  3. Мандала как особая форма организации сакрального или целительного пространства. Традиционно в различных ритуалах исцеления человеку предлагается создать мандалу, используя те или иные материалы, как описано в приведен­ном ниже примере. В данном случае описывается исцеляющий ритуал в традиции индейцев Уичоль: «Нарисуй магический круг, используя песок пяти цветов. Приготовь окрашенную шерсть и шелк пяти цветов. Сделай первое приношение в виде жертвенного пирога, изготовленного из различных зерен древесного молока и трех сладких субстанций. Соверши покло­нение богиням природных элементов и времен года. Прочитай молитву, в которой раскроется подлинная сущность Победителя. Благодаря этому беспорядочные элементы обретут покой, и все то, что пережива­ло состояние хаоса, пребудет в мире» [3].
  4. Практика построения ритуальной мандалы как символического отражения человеческого организма и духовного пути. В этом случае смысловой акцент приходиться на статичность изображения, и его построение по строгим канонам. Мандалы тибетского буддизма используются именно с та­кой целью. Они являются инструментами медитации, вызывающими ощущение мира и покоя, а также надежной укорененности в вечном и защиты от связанных с изменениями опасностей.» (Edinger, 1973, р. 183)[3]. Когда психическая целостность личности находится в опасности, именно это качество работы с мандалами берет на себя основную психотерапевтическую нагрузку. Но в этом случае ключевое значение приобретает точная схема построения мандалы, которой пациент должен неукоснительно следовать. 

По такому принципу строятся Шри Янтры. Шри Янтра – индуистская традиция построения мандалы, представляющей собой форму Божественной Женской Энергии. Адепт практики построения Шри Чакры должен, неукоснительно следуя инструкция, с точностью до миллиметра, нарисовать рисунок, используя заданные геометрические формы. Считается, что по завершению этой работы, психологическая структура личности адепта меняется и приобретает иные, более тонкие и духовные качества, не свойственные ей ранее.

Основываясь на сказанном выше, мы можем определить работу с мандалой в арт-терапии как многофункциональный метод. Рисуя и концентрируясь на мандалах, человек получает возможность в безопасном для личности пространстве исследовать свой внутренний мир, включить ресурсы и возможности, не используемые в повседневной жизни, найти свой собственный путь познания себя и упорядочивания своих психологических структур.

Очертания круга на плоскости меняет восприятие этой плоскости. Вместо двухмерной плоскости мы получаем символическое пространство, в котором творческий импульс познания может иметь два вектора направленности единовременно: интравертный и экстравертный, направленный к глубинам самопознания и в бесконечность окружающего мира. Именно в этой мистической целостности процесса и кроется целительная и духовная сила мандалы для обретения подлинной самости.

Литература

1. Аргуэлес Х., Аргуэлес М. Мандала М., И-во Благовест 1993 г. 128 с.

2. Бален Д. Ш. Психология и Дао М., 2001, 112 с.

3. Виллолдо А. Четыре направления – четыре ветра.  Киев, «СОФИЯ», Трансперсональный ин-т., Москва 1996, 66 с.

3. Диагностика в арт-терапии. Под редакцией Копытина Из-во Психотерапия, 2011 – 3-е изд. 144 с.

4. Зденек М. Развитие правого полушария http://biblioteka.teatr-obraz.ru/node/6999

5. Ковалева В. Магия мандалы

http://www.modernlib.ru/books/kovaleva_valentina/magiya_mandali/read_1/
6. Рошаль В.М. Энциклопедия символов, Издательство: АСТ, 2005, 170 с.

7. Финчер Сьюзен Создавая мандалы для понимания, исцеления и самовыражения http://invertedtree.ucoz.ru/publ/quotsozdavaja_mandaly_dlja_ponimanija_iscelenija_i_samovyrazhenijaquot/20-1-0-81

8. Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия СПб.: Питер, 2001, 320 с.
9. Юнг Карл Густав Человек и его символы М., из-во: Медков С.Б., 2012, 96 с.

10. Юнг К.Г. Тэвистокские лекции/ Исследование процесса индивидуации. Пер. с англ. - "Рефл-бук", "Ваклер", 1998, 295 с.

11.http://www.stri-ga.ru/o-mandale.htm


НАШ МАГАЗИН

Содержание