Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

MARICreativeResource© MARI RUSSIA

Российское отделение Института MARI "МАРИ РОССИЯ"

онлайн обучение подробнее

запись информационной встречи

международная сертификация подробнее

членство в профессиональном международном сообществе подробнее

НОВЫЙ ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС

Арттерапия в подходе МАРИ

Международная сертификация

Запись информационной встречи https://www.youtube.com/watch?v=FXhfJPaT3Pw

подробнее

ИНТЕГРАТИВНО-ЦИКЛИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ Я-КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ

Данилина М.В., Короткина Е.Д.

Тверской Государственный Университет, г. Тверь

http://elibrary.ru/item.asp?id=21272871

Наша модель я-концепции представлена в виде многомерного устойчивого образования, состоящего из ступенчатых блоков, поддерживающих и защищающих ядро и центр этой структуры. Прежде всего, мы определяем центральное образование я-концепции, и периферические структуры, которые так же входят в состав и пронизывают и центральное образования или ядро (Рис. 1). В нашей модели я-концепции мы определяем Периферические структуры как состоящие из следующих крупных и взаимосвязанных блоков:

  1. Социально-идентификационный блок, который, в свою очередь, состоит из двух под-блоков:

- большие социальные группы: культура, национальность, религиозная и расовая принадлежность и т.д.

- малые социальные группы: семья, малые, в том числе профессиональные, коллективы, дружеские связи и т.д.

  1. Когнитивно-афферентный блок, так же состоящий из двух под-блоков:

- когнитивная или интеллектуальная картина мира

- телесно-эмоциональный блок.

Периферические структуры представляют собой достаточно статичное образование, изменения в котором происходят медленно (С. Мадди, 2002).

Центральное образование или ядро я-концепции личности – это целостная циклическая система, представляющая собой универсальную модель жизни вообще, и человеческого организма, и личности в целом, а также различных этапов развития личности.

Ядро я-концепции – это динамическое образование, соответствующее уникальному индивидуальному состоянию каждой личности, но имеющее в своей основе архетипическую структуру, отражающую универсальные законы жизни.

Рассмотрим подробнее каждый из блоков и их взаимодействие.

Социально-идентификационный блок, определяющий принадлежность к различным социальным группам, большим и малым

Сумма идентичностей, переживание опыта принадлежности к различным социальным группам, от макро-слоев (культура, национальность, государство, религиозная, профессиональная), до малых групп (семья, ближайшее окружение и т.д.), являются важной составляющей в переживании личностью своего благополучия и целостности. Под идентичностьюв данном случае понимается внутренне осознаваемая и психологически принимаемая принадлежность к определенной группе.

Кризис индивидуальной идентичности ведет к смене психологических настроек лич­ности. Личность становится как бы расколо­той, фрагментированной, что делает невозмож­ным существование единого, последователь­ного «Я» человека (Ивановская О.В., 2011).

Сумма идентичностей представляет собой константное образование и является неким фундаментом, основанием Я-концепции личности, обеспечивающей ее целостность и упорядоченность. Перемены в этом блоке не происходят быстро.

К социальным составляющим Я-концепции  можно отнести следующие образования:

Я как система социальных ролей;

Я как сумма идентификаций;

Я как результат взаимодействий с Другим;

Когнитивно-афферентный блок, кототый состоит из двух блоков:

Интеллектуальная картина мира, когнитивный блок

Следующий важный блок в Я-концепции – когнитивный, представляющий собой систему интеллектуальных координат, основываясь на которых человек выстраивает свое представление о мире и своем месте в нем. Мы можем так же назвать его смысловым блоком, так как он состоит из суммы смыслов, в системе которых и существует личность. Он включает в себя мировоззренческую составляющую, систему ценностных координат, представление об окружающем мире, представления о себе и своем месте, жизненные сценарии, набор поведенческих паттернов. Обобщая все сказанное, можно назвать этот блок интеллектуальным пространством или интеллектуальной реальностью личности. Это так же представляет собой относительно постоянное и не быстро изменяющееся образование, входящее в систему Я-концепции. Этот блок представляет собой исключительную важность, так как именно этот блок содержит личные механизмы регуляции, защиты, редукции когнитивного диссонанса. Качество этого блока может быть различным, и негативным, и позитивным.

Телесно-эмоциональный блок

Еще один важный блок, составляющий систему Я-концепции – телесно-эмоциональная составляющая. Это та чувственная информация, которую человек получает непосредственно через личный опыт телесных переживаний. Этот блок представляет основу эмоциональной картины мира субъекта, матрицы его эмоциональных паттернов реагирования на различные ситуации, его индивидуальный эмоциональный профиль. Эмоции тесно связаны с физиологической структурой человека, с его врожденным темпераментом. К. Е. Изард, один из создателей теории дифференциальных эмоций, определяет эмоциональную структуру как важную составляющую личности человека (К.Е. Изард, 1994)

Этот блок тесно связан с когнитивным блоком, описанным выше, и составляет, по Изарду, аффективно-когнитивные структуры личности.

Мотивационная сфера также относиться к этому блоку, так как она напрямую управляется эмоциями.

Мы можем разделить этот блок на несколько формообразующих составляющих:

  1. Самоотношение
  2. Переживание чувственного опыта
  3. Телесность как форма самосознания
  4. Эмоциональная картина мира
  5. Индивидуальная матрица эмоциональных паттернов реагирования

Все перечисленные выше блоки или структурные компоненты я-концепции обладают относительной устойчивостью. В особенности это утверждение относится к первому блоку – сумме идентичностей. Такая важная составляющая как этническая идентичность может не меняться на протяжении всей жизни человека, а если такая смена происходить, то, как правило, представляет собой сложный и небезопасный для социального здоровья личности процесс.

Мировоззренческая составляющая, которая входит в когнитивный блок я-концепции так же представляет собой устоявшуюся структуру, перемены в которой происходят медленно. Постоянство интеллектуальной картины мира обеспечивает личности устойчивость и способность активно взаимодействовать с миром на основе его сложившегося восприятия и набора поведенческих паттернов.

Телесно-эмоциональный блок представляет собой структуру, основа которой определяется врожденными психо-физиологическими характеристиками, а так же моделями, усвоенными с раннего детства. И таким образом, так же представляет собой образование, перемены в котором не происходят быстро.

Центральное образование или ядро я-концепции

Но кроме устойчивых образований, я-концепция личности состоит и из динамических составляющих, находящихся в постоянном потоке и движении.

Понятие ядра личности в отечественной психологии было введено Н.И.Сарджвеладзе, и было определено как динамическое образование. Ядро я-концепции личности структурируется и дифференцируется в процессе взаимодействия личности со средой и в этом плане проходит ряд этапов, отраженных в жизненных циклах или стадиях (Н.И.Сарджвеладзе 1989).

На этом же принципе строится модель организации личности, функционирующей по принципам циклической циркуляции жизненной энергии, которая проходит определенные этапы. В нашей модели мы опираемся на разработанный Джоаной Келлог подход, определяющий жизненный процесс как циклический и развивающийся по кругу (Рис.2).

В ее модели круг как универсальная модель жизни разделен на сегменты, соответствующие этапам развития и жизни вообще, и человеческого организма, и личности в целом, а также различных этапов развития личности. Все, что располагается ниже линии горизонта – бессознательное или глубинные аспекты психики, располагающиеся иерархично. Все, что расположено над линией горизонта – сознательное и социальное, так же развивающееся поэтапно и последовательно.

Четыре сектора круга:

  1. Формирование. Вход в мир; Интуитивная часть психики; Концепция: все начинается с идеи.
  2. Становление. Все новое начинается; стадии, связанные с развитием; познание и борьба за собственную целостность. Концепция: все новое проходит стадии развития, достигая полного осознания себя в мире.
  3. Проявление или расцвет. Достижения полной самоосознанности и полной автономии; концепция: полная самоосознанность проявляется в социуме и мире через наше взаимодействие с окружающими.
  4. Распад и возрождение. Концепция: все изменяется, подходя к завершению, распадается на части и возрождается снова.
  5. Кроме того существует Центр, ядро личности, Чистый Свет, как назвала его Дж. Келлог. Некий центр, душа, самость, хранилище глубинного трансперсонального опыта.

Эта модель личности отражает, в том числе, и пренатальный опыт человека, и его связь с коллективным бессознательным в форме его глубинного и глубоко личного, индивидуального трансцендентного опыта (Д.Келлог, 1984).

В свою очередь, круг делится на двенадцать стадий, а Центр соответствует тринадцатой или нулевой стадии, стадии начала и конца. Далее, стадии распределяются следующим образом:

1. Стадия 1 – Вход. С этой стадии начинается первый сектор. Эта стадия соответствует наиболее глубинному бессознательному личности. Это момент зачатия, момент, когда материя организуется в новую сознательную жизнь.

2. Стадия 2 – Блаженство.

3. Стадия 3 – Лабиринт или Путь

4. Стадия 4 – Начало или рождение. С этой стадии начинается второй сегмент.

5. Стадия 5 – Цель

6. Стадия 6 – Борьба, единоборство с Драконом

7. Стадия 7 – Независимость. Эта стадия – начало третьего сегмента.

8. Стадия 8 – Идентичность

9. Стадия 9 – Я и Другие

10. Стадия 10 – Завершение. С этой стадии начинается четвертый, наиболее сложный сегмент

11. Стадия 11 – Дезинтеграция

12. Стадия 12 – Трансформация

Таким образом, это целостная модель, охватывающая все аспекты человеческой жизни, в том и числе и бессознательные, и отражающая хронологию и значимость каждого жизненного этапа.

Рассматривая личность человека и структуру его я-концепции как ее основу, мы не можем не уделить внимания бессознательным процессам, протекающим в психике человека.

В бессознательном отображаются скрытые желания человека, закладываются основы мыслей, желаний, поступков, и проч. (Зелинский).

Бессознательные аспекты пронизывают всю структуру я-концепции и относятся как к периферическим и социальным аспектам, так и к личностным субъективным аспектам. Основываясь на исследованиях М.Л. фон Франц, М. Стайна, Джонсона, К.Г. Юнга, М. Такей, Э.Нойманна можно утверждать, что бессознательные аспекты, связанные с периферийными структурами я-концепции, то есть, в большей степени, относящиеся к социальным аспектам, тесно связаны с культурой, этносом, национальностью (М.Л. фон Франц, 1987, М.Стайн, 2010, К.Г. Юнг, 1936, Э.Нойманн, 2012, М. Такей, 2013). Архетипы и мифологические структуры, составляющие основу этого слоя, имеют прямую связь с культурными, религиозными, природными условиями. И напротив, все, что связано с субъективными аспектами, ядром я-концепции, составляющим суть индивидуальности и уникальности каждой личности, обеспечиваются и поддерживаются универсальными архетипическими структурами, едиными для всех национальностей, социальных и религиозных слоев.  

То, что имеет отношение к рождению, развитию, становлению, расцвету и закату человеческой жизни и личности, описывается и поддерживается единым для всего человечества универсальным мифом. Эта универсальная архетипическая схема составляет основу жизни каждого человека в той же степени, что и его индивидуальности. Это своеобразная формула здоровой личности, не меняющаяся на протяжении всей истории человечества, и позволяющая сохранить как культурный опыт, так и индивидуальность каждой личности.

 

 

 


НАШ МАГАЗИН

Содержание