Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

MARICreativeResource© MARI RUSSIA

Российское отделение Института MARI "МАРИ РОССИЯ"

онлайн обучение подробнее

запись информационной встречи

международная сертификация подробнее

членство в профессиональном международном сообществе подробнее

НОВЫЙ ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС

Арттерапия в подходе МАРИ

Международная сертификация

Запись информационной встречи https://www.youtube.com/watch?v=FXhfJPaT3Pw

подробнее

Статья принята к публикации в сборнике материалов Всероссийской   научно-практической конференции «Актуальные проблемы практической психологии»  

Московского гуманитарно-экономического института, Тверской филиал

Колиенко Наталья Сергеевна

канд.психол.наук, ТФ МГЭИ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С МАРИ-МЕТОДИКОЙ

Особенно актуальным для развития  теоретической базы и формирования программ экспериментальных исследований в рамках МАРИ-подхода в психотерапии является основных принципов и способов организации психотерапевтического эффекта в рамках отдельной МАРИ-сессии и целостного терапевтического процесса.

Процедура работы в МАРИ-методике предполагает создание клиентом рисованной мандалы, выбор символов и цветов, после чего терапевтом организуется обсуждение полученного среза, представленного на Большом Круге МАРИ [7]. Фокус внимания специалиста, а также точка приложения сил в контакте «психотерапевт-клиент», как правило, оказываются направлены на смыслы и метафоры результата совершенных выборов клиента (отраженного на Круге МАРИ среза). Именно по поводу содержания полученного результата и строится обсуждение.

На наш взгляд, основной отправной точкой, активизирующей собственную активность в ситуации неопределенности,  в работе человека с материалами методики является процесс выбора карточек с символами и цветами. Именно в этом месте мы видим смысл выстраивать психотерапевтические поддержки и определять психотерапевтические мишени для более точной  работы с  Большим кругом методики МАРИ. При этом процесс создания рисованной мандалы позволяет организовать первичную безопасную встречу с собственным глубинным содержанием [5, 6], а также служит первой предъявляемой опорой (принцип последовательности предъявляемых опор по В.Ю.Баскакову [1]) в приближении к совершению самостоятельных выборов (во второй части процедуры методики МАРИ);  организующим целостность процесса, интегрирующим фактором (ведь при обсуждении Большого Круга МАРИ выясняется, что нарисованная ранее самим человеком мандала взаимосвязана, а чаще - отражает направления развития и возможные решения, рассматриваемые им в процессе сессии). Обсуждение полученной картины Круга МАРИ (включая замены цветов и символов) в таком случае оказывается территорией апробации опыта самостоятельного движения клиента в поле индивидуальных смыслов и значений, реализации стратегий саморазвития и планирования путей самостоятельного решения жизненных затруднений (как необходимого этапа консультативного и психотерапевтического процесса [2, 4 и др.]).

Особое значение здесь имеет проживание момента личного выбора – того, с чего начинается любой опыт, поскольку выбор является основным фактором, определяющим нашу жизнь, в том числе и наличие тех или иных психологических затруднений [6].

Готовность делать собственный выбор (а иногда и саму способность выбирать, различать свое и чужое) под воздействием негативных родительских установок, социальных норм и ограничений мы часто теряем, обесцениваем («У меня нет выбора…», «Все уже решено за нас», «Если я сделаю свой выбор - буду отвергнут / этого не примут / не поймут другие»).

Вся процедура прохождения МАРИ-теста – модель многократного попадания человека в ситуации выбора: от выбора цвета с целью начать рисование мандалы – до выбора жизненно-важных решений в процессе обсуждения Большого круга и осуществления осознанных замен. Более того, каждый сделанный выбор обеспечивает необходимость совершения последующего – более сложного или более значимого внутри личностного пространства (определяющего самость, индивидуальность, скрытые от самого себя доселе стороны). После определения 6 значимых символов осложняется и углубляется ситуация выбора символов-проводников, так как выбирать приходится из оставшихся карточек (так же с цветами). В то же время, честно совершенный собственный выбор (верный или нет – все относительно) создает опору (почву, задает вектор, сужает круг) для последующего.

 

В соответствии с этим, с точки зрения организации психотерапевтического эффекта работы с МАРИ-методикой, особое значение имеет поддержанный психотерапевтом опыт самостоятельного совершения выбора (или опыт встречи с темой и ситуацией истинного выбора).

Под истинным выбором мы понимаем предпочтение одного варианта другим, подразумевающее «предание смерти», отпускание (в терминологии  танатотерапии [1]) этих не выбираемых вариантов. Важно отличать истинный выбор от иллюзорного, или привычно обесцениваемого, не совершаемого. На практике – это попытка отобрать большее количество символов или цветов к одному символу («Все нравится /подходит»), отодвинуть ситуацию окончательного выбора («Наберу 10 цветов, а потом из них попробую выбрать…»); или сложности увидеть саму ситуацию выбора («Смотрю и не вижу цвета/символы» / «Не вижу ничего подходящего» / «Не хочу больше выбирать. Мне достаточно»).

После самостоятельно сделанного выбора, или хотя бы поддержанного психотерапевтом опыта  встречи с необходимостью найти свой вариант в ситуации неопределенности (пусть даже в одном случае из всех предусмотренных методикой), у клиента появляется возможность опираться на себя (и свое внутреннее чувство целостности) в восприятии и рассуждении о смыслах полученного МАРИ-круга.

Например, оказывается доступным самостоятельный выбор и инициация пути движения в совместном с терапевтом исследовании результатов выборов цветов и символов. Также клиенты с большей  готовностью выстраивают аналогии с жизненными ситуациями, интерпретируют самостоятельно предложенные методикой метафоры (вместо поиска внешних опор от психотерапевта). Более того, качество совершаемых замен тоже отличается в сторону более продуктивных и реальных (честных перед самим собой) – одна-две, но ключевые; скорее следует замена цвета (нежели символа) и цвет меняется на соответствующий по интенсивности (не перебирая имеющийся ресурс энергии). 

По нашим наблюдениям, готовность двигаться дальше в терапии в таком случае возникает гораздо быстрее, чем при варианте выполнения методики МАРИ, где фокус терапевта и организация поддержек направлены в первую очередь на работу с получившимся Кругом (сегодняшним срезом психической реальности клиента) и готовой мандалой. При выполнении МАРИ-методики возможность дальнейшей работы формируется, как правило, не ранее чем через 2-3 месяца (часто оказывается необходим  и 6-12-месячный промежуток между сессиями). Мы объясняем это тем, что спектр диагностируемой информации и пластов психической реальности, отражаемой МАРИ-методикой на Круге оказывается достаточно объемным для усвоения,  абсорбции клиентом. В соответствии с этим, оправданным является отсутствие четкой регламентации встреч по МАРИ-тесту со специалистом в целостном процессе работы (по готовности клиента).

Однако, сформированная опытом поддержанного выбора, «придания смерти» нереализуемых здесь и сейчас вариантов, опоры на себя (в части выбора символов и цветов методики) готовность клиента позволяет ему, в части встречи с содержанием среза собственной психической реальности на Большом круге МАРИ, преломить воспринимаемое по вектору имеющегося ресурса и собственной сообразности (готовности принять ту самую «ложку - к обеду»); а также взять ответственность на себя за это избирательное отношение к материалу методики.

Таким образом, на наш взгляд, создаются условия для безопасной работы по методике МАРИ  - внутри  психической реальности клиента - обеспечивается автоматическая сохранность, гомеостаз: клиент сможет взять ровно столько, сколько он готов усвоить сегодня, исходя из возможностей всей системы (социальная личность, тело, дух, душа), которые бывает сложно полностью предопределить психотерапевту. В то же время решается задача передачи ответственности за движение к изменениям от психотерапевта к клиенту («психотерапевтический танец» по А.Выховски [3], присутствие психотерапевта и альянс по Дж. Бьюдженталю [2] и др.).

Постепенно формирующийся в рамках целостного терапевтического процесса опыт встреч с ситуацией выбора, пребывания в ситуации неопределенности  и поиска собственного  пути выхода из нее (в безопасных  условиях взаимодействия с метафорами цвета и символа, не распознающихся защитными механизмами сознания как «смерти подобные»), самостоятельного выбора и отпускания других (нереализуемых здесь и сейчас) вариантов, обеспечивает внутриличностные  условия  для проявления и поддержки собственной взрослой части, ощущения и определения  внутренних опор, повышения осознанности при выборе собственных жизненных стратегий и путей развития.

Литература:

  1. Баскаков, В.Ю. Танатотерапия: теоретические основы и практическое применение. – М.: 2007
  2. Бюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. – М.: Издательство «Корвет», 2008
  3. Веховски А. Диалоги дыхания: паттерны дыхания как паттерны социального взаимодействия // Журнал «Энергия и характер», Вып.25, № 1, апрель 1994, С. 8 – 14. Перевод с англ. Г.Ченцова
  4. Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. -- СПб.: Речь, 2001.
  5. Данилина М. В. Мандала как инструмент взаимодействия с внутренним миром. Психологические особенности рисования в круге// Психология, образование, социальная работа: актуальные и приоритетные направления исследований: Материалы ежегодной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых факультета психологии и социальной работы. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2012 – С.20 – 24.
  6. Ляшенко В. В. Арт-терапия как практика самопознания: присутственная арт-терапия. — М.: Психотерапия, 2014.
  7. Takei Michelle, Manual to Mandala Assessment Research Instrument, Mari Creative Resources, 2013. Перевод с англ. М.Данилина

НАШ МАГАЗИН

Содержание