Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

MARICreativeResource© MARI RUSSIA

Российское отделение Института MARI "МАРИ РОССИЯ"

онлайн обучение подробнее

запись информационной встречи

международная сертификация подробнее

членство в профессиональном международном сообществе подробнее

НОВЫЙ ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС

Арттерапия в подходе МАРИ

Международная сертификация

Запись информационной встречи https://www.youtube.com/watch?v=FXhfJPaT3Pw

подробнее

Российская академия наук
Институт психологии, 

Материалы V Международной конференции
молодых ученых
28‐29 ноября 2013 года

МАНДАЛА КАК ИНСТРУМЕНТ ПСИХОДИАГНОСТИКИ, ЛИЧНОСТ-

НОГО РОСТА И ТЕРАПИИ В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ. МЕТОД ДЖОАННЫ КЕЛЛОГ

М.В. Данилина (Тверь)

Методика MARI (Mandala Assessment Research Instrument) разработана Джоаной

Келлог на основе 30-летнего клинического опыта. Этот инструмент основывается на

целостном подходе и интегрировано задействует мозг. МАРИ использует все четыре

функции сознания – мышление, чувства, ощущения и интуицию – в той же степени,

как и правое и левое полушарие мозга.

МАРИ основана на архетипических символах и цветах, которые выбираются ин-

туитивно и передают точную «картину» психологического состояния личности, его

психики. Благодаря тому, что человек «видит» где на самом деле он находится, изме-

нения происходят довольно быстро, зачастую в течение одной сессии. Она позитивноориентирована и представляет наилучшим образом то, чем современная психология

должна быть – изучение духовного мира и личности в целом, а не только исследова-

ние состояния ума и интеллекта. Идея Дж.Келлог заключается в том, что она соотнесла этапы развития человека и

его личности с общим принципом развития жизни. Келлог назвала эту модель Боль-

шой Круг Мандалы. Этот принцип можно отнести и к развитию и росту любого жи-

вого существа, будь то растение, животное, или даже явление. Все живое проходит

несколько основных жизненных этапов. Это формирование, становление, проявле-

ние или расцвет и распад, дающий начало новому жизненному циклу. В ее модели

круг как универсальная модель жизни разделен на сегменты, соответствующие эта-

пам развития и жизни вообще, и человеческого организма, и личности в целом, а

также различных этапов развития личности. Круг делиться на четыре сегмента, со-

ответствующих крупным жизненным этапам, о которых мы говорили выше. Кроме

того, относительно модели психики, круг, разделенный на четыре части, отражает

структуру психики в целом. Рассматривая сегменты относительно горизонтальной

линии, мы видим модель сознательного-бессознательного в психике. Все, что распо-

лагается ниже линии горизонта – бессознательное или глубинные аспекты психики,

располагающиеся иерархично. Все, что расположено над линией горизонта – созна-

тельное и социальное, так же развивающееся поэтапно и последовательно.

Вертикальная ось представляет собой разделение на прогрессивные и регрессив-

ные процессы, так же происходящие поэтапно и последовательно. Эта модель лично-

сти отражает, в том числе, и пренатальный опыт человека, и его связь с коллектив-

ным бессознательным в форме его глубинного и глубоко личного, индивидуального

трансцендентного опыта.

Четыре сектора круга:

1. Формирование. Вход в мир; Интуитивная часть психики; Способность распо-

знавать энергию. Концепция: все начинается с идеи.

2. Становление. Все новое начинается; стадии, связанные с развитием; познание

и борьба за собственную целостность. Концепция: все новое проходит стадии разви-

тия, достигая полного осознания себя в мире.

3. Проявление или расцвет. Достижения полной самоосознанности и полной ав-

тономии; Я и Другие; концепция: полная самоосознанность проявляется в социуме и

мире через наше взаимодействие с окружающими.

4. Распад и возрождение. Изменение и завершение, тяжелые испытания, преоб-

разование себя и новые возможности. Концепция: все изменяется, подходя к завер-

шению, распадается на части и возрождается снова.

5. Кроме того существует Центр, ядро личности, Чистый Свет, как назвала его

Дж. Келлог. Некий центр, душа, самость, хранилище глубинного трансперсонального

опыта. Кроме того, эта стадия соответствует коллективному бессознательному, в

Дзэн-буддизме я-все и я-ничто.

Относительно жизни индивидуума, первый сектор соотносится со временем за-

чатия и беременности, развития плода.

Второй сектор соответствует детства и юности и завершается полным отделе-

нием личности от родителей и обретением самостоятельности.

Третий сектор соответствует молодости и зрелости, общественной и личной

жизни человека.

Четвертый сектор отражает завершающий этап жизни, пожилой возраст, этап

осмысления прожитой жизни, дезинтеграцию и смерть как переход в новое состоя-

ние сознания.

В свою очередь, круг делится на двенадцать стадий, а Центр соответствует три-

надцатой или нулевой стадии, стадии начала и конца. Далее. Стадии распределяются

следующим образом:

169

1. Стадия 1 – Вход. С этой стадии начинается первый сектор. Эта стадия соответ-

ствует наиболее глубинному бессознательному личности. Это момент зачатия, мо-

мент, когда материя организуется в новую сознательную жизнь.

2. Стадия 2 – Блаженство.

3. Стадия 3 – Лабиринт или Путь

4. Стадия 4 – Начало или рождение. С этой стадии начинается второй сегмент.

5. Стадия5. Стадия 5 – Цель

6. Стадия 6 – Борьба, единоборство с Драконом

7. Стадия 7 – Независимость. Эта стадия – начало третьего сегмента.

8. Стадия 8 – Идентичность

9. Стадия 9 – Я и Другие

10. Стадия 10 – завершение. С этой стадии начинается четвертый, наиболее слож-

ный сегмент

11. Стадия 11 – Дезинтеграция

12. Стадия 12 – Трансформация

Представляя собой целостную систему в форме методики для практической ра-

боты, МАРИ позволяет говорить о трех крупных направлениях ее использования:

1. Использование МАРИ как инструмент диагностики. Уникальность методики

заключается в ее возможности увидеть полную и детальную картину внутреннего

мира человека, в том числе и бессознательных аспектов, эмоционального состояния,

особенностей социального взаимодействия личности.

2. Использование МАРИ как методику для личностного роста и развития чело-

века в групповой и индивидуальной психологической тренинговой работе.

3. Использование МАРИ как инструмента личной глубинной психотерапии.

Основываясь на сказанном выше, мы можем определить работу с мандалой в ме-

тодике МАРИ как многофункциональный метод. Рисуя и концентрируясь на манда-

лах, а так же работая с материалами МАРИ, человек получает возможность в безопас-

ном для личности пространстве исследовать свой внутренний мир, включить ре-

сурсы и возможности, не используемые в повседневной жизни, найти свой собствен-

ный путь познания себя и упорядочивания своих психологических структур.


НАШ МАГАЗИН

Содержание