Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

MARICreativeResource© MARI RUSSIA

Российское отделение Института MARI "МАРИ РОССИЯ"

онлайн обучение подробнее

запись информационной встречи

международная сертификация подробнее

членство в профессиональном международном сообществе подробнее

НОВЫЙ ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС

Арттерапия в подходе МАРИ

Международная сертификация

Запись информационной встречи https://www.youtube.com/watch?v=FXhfJPaT3Pw

подробнее

Статья была опубликован в сборнике МГЭИ Актуальные проблемы практической психологии, материалы всероссийской научно-практической конференции 31.01.2014 

Ахметова Д. Н. преподаватель Тверского филиала московского гуманитарно-экономического института, Данилина М. В. Аспирантка Тверского Государственного Университета

 

Методика МАРИ как инструмент психологического исследования и психотерапии

На сегодняшний день методика МАРИ (Mandala Assessment Research Instrument) представляет собой один из наиболее эффективных и глубинных методов психологического исследования и работы. Этот инструмент основывается на целостном подходе, и интегрировано задействует мозг. МАРИ подобна интуитивному чтению с тем лишь отличием, что это интуиция клиента, а не медиума.

МАРИ основана на архетипических символах и цветах, которые выбираются интуитивно (как предполагается в юнгианской традиции – по принципу резонанса внутренних личностных структур и архетипических конфигураций) и отражают определенную стадию «личностного цикла».  Благодаря тому, что человек может с помощью методики с достаточной точностью локализовать свое «местонахождение» в Большом круге жизни (круге порождения и трансформации) и определить основную задачу собственного развития на данном этапе своей жизни – «внешней» (явленной) и внутренней, возникает возможность для более полноценной трансформации, перехода к следующей стадии (зачастую, для этого достаточно одной сессии работы с методикой). Метод отличается особой «экологичностью»: интервенции минимальны и основаны на имманентных структурах психики («центр-периферия») и ритмах (цикличность-периодичность). Методика ориентирована на ресурсы и представляет наилучшим образом то, к чему стремится современная психология – целостный  холистический подход к изучению человеческой феноменологии, включающий ее духовные, экзистенциальные, трансперсональные аспекты, а не только функции сознания[5].

Исследовательская и трансформационная техника МАРИ  была разработана Джоанной Келлог, арт-терапевтом, художником и интуитом, психологом юнгианской школы. Таким образом, МАРИ изначально возникла как интегративная психотехника, сочетающая различные подходы человекознания.  По структуре своей методика МАРИ близка к группе проективных методик. Объектом проекции выступают не отдельные аффективные комплексы и сферы внутреннего опыта, как в традиционных проективных техниках, а целостные структуры организации психической энергии на разных этапах личностного цикла. Карл Юнг, впервые предложивший  идею мандалы как метафоры  личностной организации, говорил о ней  как о «Центре личности, ключевой точке психе, к которой все имеет отношение, которой все создается, и которая, сама по себе, является источником энергии» [2].

 Работа с методикой осуществляется в следующем порядке: визуальное взаимодействие с архетипическими графическими конфигурациями, активное взаимодействие с архетипическими графическими конфигурациями (графическое создание индивидуальной мандалы – изображения в круге), далее – выбор символов по принципу эмоциональной полярности и затем –  завершение  структур ассоциированием с цветовыми образцами (также архетипическими). Таким образом, МАРИ использует все четыре функции сознания – мышление, чувства, ощущения и интуицию, так же, как функциональные возможности правого и левого полушарий мозга.    

Представляя собой целостную систему в форме методики для практической работы, МАРИ позволяет говорить о трех крупных направлениях ее использования:

  1. Использование МАРИ как инструмент диагностики. Уникальность методики заключается в ее возможности увидеть полную и детальную картину внутреннего мира человека, в том числе и бессознательных аспектов, эмоционального состояния, особенностей социального взаимодействия личности.
  2. Использование МАРИ как методики для личностного роста и развития человека в групповой и индивидуальной психологической тренинговой работе.
  3. Использование МАРИ как инструмента личной глубинной психотерапии.

Основываясь на сказанном выше, мы можем определить работу с мандалой в методике МАРИ как многофункциональный метод. Рисуя мандалы, или работая со стимульными материалами МАРИ, человек получает возможность в творчески организованном и безоценочном процессе найти собственный путь самопознания, самопостижения, самопонимания, а также  упорядочивания внутренних психологических структур.

Изучение возможностей МАРИ – диагностических, коррекционных, активизирующих, гармонизирующих, – только в начале  своего пути.  В России методика МАРИ получила официальный статус в октябре минувшего года. Тем не менее, уже можно говорить о первых  результатах исследования (объективными методами) воздействия данной интегративной техники на психическое состояние. Нами было проведено исследование, в котором изучалась динамика психофизиологических характеристик – показателей активации больших полушарий головного мозга в процессе работы испытуемых со стимульным материалом МАРИ. Уровень активации коры больших полушарий является объективным показателем психоэмоционального состояния, которое может находиться в границах функционального оптимума, характеризоваться низкой интенсивностью, либо, наоборот, излишним возбуждением. Два последних состояния из трех упомянутых неоптимальны для  бодрствующего сознания (в случае, если они не ситуативны, а составляют относительно устойчивый фон у данной личности). Техника МАРИ, основанная на мандалах,  обладает медитативными возможностями, синхронизируя работу полушарий. Это нашло подтверждение в проведенном нами пилотажном исследовании. У части испытуемых с признаками избыточной активации или наоборот очень низкой интенсивностью психоэмоционального состояния выявлена тенденция  приближения индивидуальных паттернов активации к оптимальным показателям психоэмоционального состояния (суммационной активации правого и левого полушарий) после работы с методикой.  Но наиболее показательна все же  другая закономерность динамики психоэмоциональных состояний испытуемых в ходе работы со стимульным материалом методики МАРИ: стабилизация активационных показателей в последовательности замеров по сравнению с фоновой серией. Этот результат можно интерпретировать как «выравнивание» психоэмоционального состояния. Равномерный характер показателей на протяжении серии из 13-ти последовательных замеров, отсутствие «скачков» и неуклонного снижения активации, характерных для серии фоновых замеров, подтверждено с помощью непараметрического критерия c2 Фридмана: различие между показателями фоновых замеров высокозначимо (на уровне значимости нуль-гипотезы р=0,0001), а различия между отдельными замерами после работы испытуемых с методикой МАРИ статистически не значимы (уровень значимости нуль-гипотезы р>0,1). Обращает на себя внимание и принципиально различный характер тренда: уже упоминавшееся неуклонное снижение активационных показателей с каждым последующим замером в фоновой серии (практически у всех испытуемых) и отсутствие  снижения показателей (или даже их повышение) в последних замерах экспериментальной серии у значительной части (70%) тех же испытуемых. Снижение показателей к концу серии замеров (суммационный эффект Фолля) свидетельствует  о нарушении циркуляции энергии по акупунктурным меридианам. Исчезновение или снижение указанного эффекта можно трактовать как гармонизацию внутреннего состояния – вероятно,  вследствие релаксационного, медитативного компонента процедуры работы с МАРИ. Устойчивость полученных результатов – предмет нашего дальнейшего изучения. Что касается изменения паттернов латерализации в процессе работы с методикой МАРИ, полученные результаты позволяют предполагать качественную тенденцию – сохранение выраженной в фоне латерализации полушарий и усиление латерализации при фоновом балансе активности полушарий. К сожалению, малочисленность выборки не дает оснований для более определенных результатов.

Таким образом, методика МАРИ является перспективным инструментом работы, полный спектр возможностей которого только предстоит раскрыть.

Список литературы:

1. Аргуэлес Х., Аргуэлес М. Мандала М., И-во Благовест 1993 г. 128 с.

2. Финчер Сьюзен Создавая мандалы для понимания, исцеления и самовыражения http://invertedtree.ucoz.ru/publ/quotsozdavaja_mandaly_dlja_ponimanija_iscelenija_i_samovyrazhenijaquot/20-1-0-81

3. Юнг Карл Густав Человек и его символы М., из-во: Медков С.Б., 2012г.

4. Kellogg Joan, Mandala: Path of Beauty, Mari Creative Resources, 2009

5. Takei Michelle, Manual to Mandala Assessment Research Instrument, Mari Creative Resources, 2013 


НАШ МАГАЗИН

Содержание