Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

MARICreativeResource© MARI RUSSIA

Российское отделение Института MARI "МАРИ РОССИЯ"

онлайн обучение подробнее

запись информационной встречи

международная сертификация подробнее

членство в профессиональном международном сообществе подробнее

НОВЫЙ ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС

Арттерапия в подходе МАРИ

Международная сертификация

Запись информационной встречи https://www.youtube.com/watch?v=FXhfJPaT3Pw

подробнее

ПСИХОЛОГИЯ, ОБРАЗОВАНИЕ, СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА:
АКТУАЛЬНЫЕ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием
студентов, магистров, аспирантов и молодых ученых 2016 http://psiholog.tversu.ru/ssk/2016.pdf 

Данилина М. В., аспирант кафедры «Психологиия» ТвГУ

Научный руководитель – кандидат психологических наук,

доцент Короткина Е.Д.

 

МЕТОДИКА «МАРИ»  КАК ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ИНСТРУМЕНТ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

 

В современной практической психологии одной из наиболее значимых проблем является поиск адекватных методов и инструментов для более полного и глубокого исследования психологии человека. Существует большое количество психологического инструментария для разностороннего исследования личности.  В целом современная психодиагностика опирается на различные теоретические и методологические подходы и принципы классификации методических средств.

Так, например, Л.Ф. Бурлачук предлагает классифицировать диагностические методики, основываясь на трех основных подходах[1]:

объективный подход— диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и/или способа (особенностей) выполнения деятельности;

субъективный подход— диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания (самооценивания) особенностей личности, состояния, поведения в тех или иных ситуациях;

проективный подход— диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, как бы безличным материалом, становящимся в силу его известной неопределенности (слабо структурности) объектом проекции.

Отечественный исследователь В.А. Дюк предлагает выделять психодиагностические методики, основываясь на видах стимулов и порядке их предъявления[2]:

виды стимулов – вербальные и невербальные;

порядок предъявления стимулов – фиксированный, случайный и с обратной связью.

Анализ современных подходов к классификации психодиагностических методик показывает, что возможны следующие их виды:

  • классификация методов по критерию «правильности» ответа;
  • классификация методов по степени их опосредованности речью;
  • классификация по критерию методического принципа, лежащего в основе психодиагностического метода;
  • классификация методов по критерию их направленности на получение определенного типа данных (содержанию);
  • классификация методов по степени их формализованности [3].

Методика «МАРИ» представляет собой целостный психодиагностический инструмент, включающий в себя характеристики различных классификаций. Именно благодаря этому, МАРИ является инструментом, позволяющим получить наиболее полную и разностороннюю информацию о личности испытуемого.

Исследовательская и трансформационная техника (методика) МАРИ была разработана Джоанной Келлог, американским арт-терапевтом, художником и психологом юнгианской школы. Изначально методика «МАРИ» возникла как интегративная психотехника, сочетающая различные подходы человекознания.  По своей структуре методика «МАРИ» близка к группе проективных методик. Объектом проекции выступают не отдельные аффективные комплексы и сферы внутреннего опыта, как в традиционных проективных техниках, а целостные структуры организации психической энергии на разных этапах личностного цикла. Карл Юнг, впервые предложивший идею мандалы (изображения в круге) как метафоры личностной организации, говорил о ней как о Центре личности, ключевой точке «психе», к которой все имеет отношение, которой все создается и  которая, сама по себе, является источником энергии».

 Работа с методикой осуществляется в следующем порядке: визуальное взаимодействие с архетипическими графическими конфигурациями, активное взаимодействие с архетипическими графическими конфигурациями (графическое создание индивидуальной мандалы – изображения в круге), далее – выбор символов по принципу эмоциональной полярности и затем –  завершение структур ассоциированием с цветовыми образцами (также архетипическими).

 Таким образом, методика «МАРИ» использует все четыре функции сознания – мышление, чувства, ощущения и интуицию, а также функциональные возможности правого и левого полушарий мозга.   

Использование методики «МАРИ» позволяет одновременно получать информацию о различных сферах функционирования личности – интеллектуальной, эмоциональной, социальной, отражая качество и степень социальной активности. Так как в качестве невербальных символов используются не просто свободные формы либо случайные абстрактные объекты, а архетипические символы, это существенно меняет результаты психодиагностического исследования.

Визуальный образ является атрибутом, безусловно, более древнего языка, предшествующего развитию и укреплению эго-сознания, преимущественно использующего целенаправленное линейное мышление[5]. Эта культурная трансформация отражается и в этапах развития индивида – все маленькие дети и их матери понимают друг друга с помощью языка тела, который является просто языком изображений. Каждый человек рождается со способностью толкования изображений, которая уступает место другим формам восприятия информации по мере развития эго-сознания (чтение, письмо, математика). Тем не менее, визуальный образ связан с более древними структурами мозга и, соответственно, с инстинктами. Инстинкты определяют паттерны поведения у животных. Поведение людей так же определяется базисными паттернами, которыми мы связанны с предками наших животных в той же степени, что и с культурой и историей человеческого общества.

Как считал К.Г. Юнг[4], существуют систематизированные факторы, которые формируют и выстраивают человеческие мысли и чувства. Каждый паттерн сопряжен с определенными образами, которые регулируют его деятельность и дают ему свое определенное значение и степень. И это –  своеобразный универсальный язык, понятный каждому не зависимо от возраста, этнической, религиозной или социальной принадлежности. Но, этот язык не воспринимается сознательно, так как сгенерирован он более древними структурами мозга (лимбическая система, стволовая часть мозга), и таким образом, мы получаем возможность доступа к внутренней информации без сознательного фильтра.

Таким образом, методика «МАРИ» дает несравнимо более широкие возможности диагностики и исследования личности, открывая доступ не только к осознаваемой информации, но и к бессознательным слоям психики. Она дает возможность одновременно получать информацию о личности, соотносящуюся с разными уровнями сознания. Это дает основания выделять методику «МАРИ» как интегрированный инструмент диагностики, отвечающий исследовательским задачам современной научной и практической психологии.

 

Список литературы:

 

  1. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика, — СПб.: Питер, 2003. — 351 с.
  2. Дюк В. А. Компьютерная психодиагностика, — СПб.: 1994 – 364 с.
  3. Гуревич К. М., Борисова Е. М.. Психологическая диагностика: Учебное пособие. — М.: Изд-во УРАО., 2000 – 304 с.
  4. Юнг Карл Густав Человек и его символы М.: Медков С. Б., «Серебряные нити», 2006.—352 с.
  5. Abt, Theodor. Introduction to Picture Interpretation –According to C. G. Jung. Zurich: LivingHuman Heritage Publications 2005.

 

 


НАШ МАГАЗИН

Содержание