Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

MARICreativeResource© MARI RUSSIA

Российское отделение Института MARI "МАРИ РОССИЯ"

онлайн обучение подробнее

запись информационной встречи

международная сертификация подробнее

членство в профессиональном международном сообществе подробнее

НОВЫЙ ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС

Арттерапия в подходе МАРИ

Международная сертификация

Запись информационной встречи https://www.youtube.com/watch?v=FXhfJPaT3Pw

подробнее

Статья опубликована в сборнике материалов Всероссийской   научно-практической конференции «Актуальные проблемы практической психологии»  

Московского гуманитарно-экономического института, Тверской филиал, 2014

Данилина Мария Владимировна

Аспирантка, Тверской Государственный Университет

Теоретические обоснования психологической методики МАРИ как интегративного подхода к изучению личности

На сегодняшний день в психологии остро стоит  проблема целостного подхода к изучению личности, учитывающего совокупность значимых факторов и объединяющего множество научных точек зрения в единую систему восприятия личности человека.

На наш взгляд подобным требованиям в современной науке отвечает психологическая методика МАРИ, так как она объединяет в единую систему социальные и глубоко личностные аспекты, индивидуальное и универсальное, статичные и динамические структуры, влияние среды и внутренних факторов, учитывает пренатальный опыт, связь поколений, культурную среду, сознательное и бессознательное как информационную основу структуры личности.

Психологическая методика МАРИ как система изучения личности основывается на следующем:

Культурно-философское обоснование

Методика МАРИ в своем ключевом аспекте опирается на древний основополагающий религиозно-философский символ Великого Круга как основного принципа жизненного цикла всего живого. Прежде всего, подобный философско-мировоззренческий подход мы находим в наиболее древней ведической мировоззренческой структуре [4].

В буддизме так же колесо – центральный образ, отражающий принцип жизни. Великий круг как универсальный принцип присутствует у очень многих древних культур как основополагающий, как образ вращающейся сферы пространства-времени [4]. Эрих Нойманн дает описание Великого Круга как образа принципа Жизни как таковой [6]. Таким образом, форма круга и цикла, как основного принципа методики МАРИ опирается на архетипический образ, проявляющийся во многих культурах и религиозный воззрениях, как мировоззренческий и формообразующий.

Социально-психологическое обоснование

Методика МАРИ основывается на культурно-историческом подходе, гуманистическом подходе, и аналитической теории Юнга.

Культурно-исторический подход рассматривает психику как социально обусловленную, а вопрос социальности как системообразующий фактор психики. Отечественный представитель культурно-исторического подхода Л.С. Выготский определил существования двух линий развития психики – натуральной и культурно-опосредованной. Этот принцип отражен в системе МАРИ как две основное сферы психической энергии личности [5].

Гуманистический подход (Маслоу, К. Рождерс, В Франкл) основывается на убежденности в целостном характере природы человека, подчеркивает роль сознательного опыта и отрицает изначальный конфликт человека и общества, обозначая социальные успехи как необходимое условие полноты  человеческой жизни [10].

Аналитическая теория К.Г. Юнга сочетает телеологию и каузальность, рассматривая личность как сложное образование, управляемое и прошлым опытом, как актуальностью, и будущими проекциями, как потенциальностью, детерминирующими поведение в настоящем [10].

В противовес бихевиористам, с точки зрения Юнга, человек не приходит в этот мир как чистый лист, tabula rasa, но обладает индивидуальным набором архетипических черт, диспозициональной структурой, уникальной для каждой личности, но основанной на архетипах, и связанной с тем полем коллективного бессознательного и той культурой, в которой эта личность рождается [8].

Для Юнга жизнь человека есть беспрерывное и часто творческое развитие, поиск целостности и завершенности, жажда возрождения.

В своем теоретико-практическом аспекте методика МАРИ опирается на следующие принципы:

Принцип системности

Этот принцип рассматривает психику как открытую систему самоуправления целенаправленной жизнедеятельностью, присущую живому организму [1].

Этот принцип реализуется в самой структуре методики МАРИ, которая рассматривает человека и его психическую реальность как систему, где каждый элемент обретает свою подлинную значимость и смысл только во взаимосвязи с другими элементами.

Принцип цикличности

Принцип цикличности определяет последовательность стадий, которые проходит любое живое образование, будь то человек или психологическое качество личности,  с момента своего рождения до смерти. В более широком смысле он включает в себя аналогичные стадии других социальных единиц, таких как группы, общества, институты и т.д. Принцип цикличности лежит в основе функционирования методики МАРИ как формообразующий принцип.

Принцип универсальности

Этот принцип заключается в использовании архетипических психологических паттернов, единых для всех культур и национальностей. Состоятельность этого принципа была доказана эмпирическим путем в кросскультурных исследованиях, проводимых в течении более чем 30 лет на 101 культуре [11].

Динамический принцип

Под динамикой здесь понимается взаимодействие мотивирующих или движущих сил, основанными на взаимодействии между сознательными и бессознательными силами, и служащими детерминантой поведения организма. Этот принцип заключается в потребности любой здоровой психики в движении. Здоровая психика всегда предпочитает движение [11].

Синергетический принцип

Этот принцип лежит в основе функционирования нелинейных открытых систем, где развитие строится на основе механизмов и процессов самоорганизации и саморазвития [9]. При этом он значимым для процесса развития является конструктивная роль хаоса, лежащая в основе трансформации пришедшего к своему завершению, с целью избавления от отработанного и утратившего актуальность с одной стороны, и сохранением ценного опыта для следующего цикла с другой. 

Принцип целостности

Этот принцип заключается в том, что любой объект является частью целого и может взаимодействовать с другими частями. Этот принцип неразрывно связан и составляет определенное единство с принципом системности. [9].

Принцип единства сознания и бессознательного

Сознательное и бессознательное - два параллельных контура управления жизнедеятельностью индивида, которые связаны друг с другом и могут функционировать совместно друг с другом, используя отдельные элементы друг у друга или отдельно друг от друга [2]. В методике МАРИ этот принцип реализуется в равнозначном анализе сознательных и бессознательных аспектов психики человека в конкретный период времени.

Основываясь на сказанном выше, мы можем определить работу с методикой МАРИ как многофункциональный метод и научно обоснованный метод. Методика ориентирована на ресурсы и представляет наилучшим образом то, к чему стремится современная психология – целостный  холистический подход к изучению человеческой феноменологии, включающий ее духовные, экзистенциальные, трансперсональные аспекты, а не только функции сознания.

Список литературы

  1. Герасимова И.В. Методологические основы системного подхода в психологии - Владивосток: ДВГМА им. адм. Г.И. Невельского, 1999. - 159 с.
  2. Горбатенко А. С. Системная концепция психики и общей психологии после теории деятельности .http://bookap.info/author/186
  3. Горбатенко А. С.; Общая и прикладная психология под ред. А. В. Сидоренкова. –  Ростов-на-Дону: Феникс,   2002.  - 347 с.
  4. Кэмпбелл Дж. Мифический образ –  М.: АСТ 2004 г. 688с.
  5. Марцинковская Т.Д. История психологии- М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 544 с.
  6. Нойман Э. Великая мать/Глубинная психология и психоанализ – м.: «Добросвет», «Из-во КДУ» 2012. 410с.
  7. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология – м.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009, – 575с.
  8. Стайн М. Юнгианская карта души: «Введение в аналитическую психологию». М.: «Когнито-Центр», 2010. – 265с.
  9. Хакен.Г. Синергетика Москва: Мир, 1980. –  404 с.
  10. Холл С. Кэлвин, Линдсей Гарднер Теории личности – М.: Психотерапия, 2008. –  672с.
  11. Takei Michelle, Manual to Mandala Assessment Research Instrument, Mari Creative Resources, 2013

НАШ МАГАЗИН

Содержание