История создания методики МАРИ

КАК СОЗДАВАЛАСЬ МЕТОДИКА

История развития MARI®начинается с Джоанны Келлог (Зарегистрированный арт-терапевт, 1974, Мастер Искусств и Психологии, 1978), создатель и директор института MARI® (Mandala Assessment Research Institute). Джоанна начала свою карьеру в искусстве, обучаясь живописи у Лиз Уитни Куизард, которая, в свою очередь, была студенткой Морриса Льюиса в округе Вашингтон. Оба художника причисляли себя к «колористам» и абстракционистам. В течение десяти лет она участвовала примерно в восьми конкурсных и отборочных выставках.

Тем не менее, Джоанна утверждала: «Я начала думать о преподавании, очень много читала работ Карла Юнга… И я начала изображать формы мандал». Ежедневно рисуя мандалы, Юнг предположил, что Бессознательное может быть раскрыто на сознательном уровне. Под влиянием работ Юнга, у Джоанны зародились идеи перевести работу с мандалами в терапевтическую технику. Направляемая внутренней верой, Джоанна начала свой путь в клинической сфере.

В 1969 Джоанну пригласили посетить цикл встреч, посвященных психосинтезу, и лекции на тему последних исследований, проводимые непосредственно исследователями «из первых рук», среди которых был и Станислав Гроф. В тот же год ее интересы несколько изменились после того, как она причитала о новых концепциях развивающейся в то время области Арт-терапии. Она обратилась со своим портфолио в руках, в расположенный неподалеку институт, Христианский Реабилитационный Центр в Вискоффе, штат Нью Йорк, чтобы узнать о возможностях стажировки в этой области. Доктор Ричард Розендейл, директор центра, предложил ей «учиться через действия». В качестве волонтера Отделения Трудотерапии, она начала свой собственный образовательный процесс, получая знания о различных расстройствах, отражающийся через искусство. Джоанна говорила: «Здесь для меня начался процесс арт-терапии через мандалы».

В период 1969-1977, Джоанна, в единственном числе, работала над проблемой взаимосвязи арт-терапии и мандал, будучи сотрудником больницы Святого Иосифа в Патерсоне, штат Нью-Йорк. По приглашению Станислава Гроффа, возглавляющего в то время проект психиатрических исследований, она стала консультантом исследовательского проекта по арт-терапии в Мэрилэндском психиатрическом центре в Катонсвилле. В этой должности она использовала мандалы в психотерапии наркозависимых в периоды до и после лечения. Ее исследования включали работу с алкоголиками, онкологическими больными, невротиками, а так же со студентами ординатуры. В дополнение к этому Джоанна инициировала исследовательский проект в Лаборатории Функциональной коры мозга в больнице Джона Хопкинса, используя мандалы как индикатор физиологических и психологических изменений в лечении различных расстройств. На протяжении многих лет Джоанна вела частную практику консультанта-клинициста в работе с мандалами.

Через интуицию Джоанны и творческий процесс интерпретации мандал, начали проявляться образцы символов. Она блестяще совершила невероятный прорыв, систематизировав эти образцы в оценочную методику. Синхронизация символов с определёнными стадиями сложилась в систему, известную как Великий Круг.

В 1977, Джоанна разработала проективный тест, названный «Карточный тест мандалы Джоанны Келлог» (Joan Kellogg Mandala Card Test), основанный на ее опыте работы с мандалами. Исследования с использованием этого теста проводились в различных медицинских учреждениях. Она оценивала изменения до и после терапии наряду с традиционными психологическими тестами. В 1980 Джоанна опубликовала ее магистерскую диссертацию, с вариациями, завершенными в ее монографии «Мандала: Путь красоты». С 1987 сертифицированные преподаватели институт Мандалы (Mandala Assessment) проводили обучающие курсы по методу МАРИ (MARI®), а исследования в самых различных областях продолжаются и сегодня.

25 Января 2004 года Джоанна Келлог покинула этот мир. 1 Марта 2005 года все права на МАРИ (MARI®), так, как он был разработан и основан Джоанной Келлог, перешли от организации Джоанны Келлог (Joan Kellogg Estate) к Институту МАРИ (MARI Resources, LLC), расположенному в городе Ралеф, штат Северная Каролина.

Синхрония, случай, произошедший во время поиска древних основ Мандалы

Спустя несколько лет после того, как Джоанна решила назвать свою методику МАРИ, что представляет собой аббревиатуру от Mandala Assessment Research Instrument, и ее знакомый рассказал ей о древнем городе, носящем имя Мари. Имея серьезный интерес к истории, она была поражена, узнав об этой связи, и разыскала больше информации об этом в библиотеке музея Уолтер. Она было очень благодарна библиотекарям, которые провели долгие часы, переводя для нее информацию с французского на английский. В одной из книг она нашла иллюстрацию, изображающую звезду в круге. Ее привело в трепет знание о том, что мандалы, известные как фрески-звезды, были созданы в Мари.

Их называли фрески-звезды, очень большие и ярко расписанные фрески на обожжённой глине, разбросанные по всему Дворцу Мари» – говорила Джоанна. «Когда их обнаружили, конечно, они были разбиты, и нужно было снова складывать их по кусочку, но цвета остались очень яркими и чистыми, и включающими в себя три основных цвета, и белый».

Город Мари, Сирия

Ма́ри — город-государство, существовавшее на берегу Евфрата в Сирии в III—II тыс. до н. э. Самый западный из городов Шумера. Руины — городище Телль-Харири около современного города Абу-Кемаль — были впервые исследованы командой археологов из Лувра в 1933 году. Практически нетронутый царский архив Мари был перевезён в музеи Дамаска и Алеппо. Многие артефакты из Мари также экспонируются в Лувре.

Ном Мари лежал в долине среднего течения Евфрата, вне пределов Нижней Месопотамии. Хотя пахотной земли здесь было немного, зато город господствовал над торговыми путями к хвойным лесам Сирии, к медным и серебряным рудникам Малой Азии, к плодородным долинам в верховьях реки Хабур и на сирийской реке Оронт, к местам добычи обсидиана на нагорье к северу от истоков Тигра. Возможно, Мари и возник несколькими поколениями раньше, как выдвинутая вперед торговая фактория, однако ко времени 3 этапа Раннединастического периода это было самостоятельное государство. Несмотря на тесные культурные связи Мари с югом Двуречья, шумерская прослойка среди его населения если и была, то небольшая. Жители города в основном говорили использовали аккадский язык. Общинными богами Мари были Даган и, возможно, Иштар (Мари).

Этот город долго оставался вне поля зрения археологов. Между тем в клинописных текстах, обнаруженных при раскопках шумерских и аккадских городов, снова и снова упоминался Мари. Во время раскопок Вавилона Р. Кольдевеем была найдена даже статуя Пузур-Иштар, царя Мари (голова этой статуи находится в настоящее время в Переднеазиатском музее в Берлине).

Этот древний город был в III — начале II тысячелетия до н. э. столицей одноименного государства, соперничавшего с Шумером и Аккадом. Мари контролировал все торговые пути, шедшие из Южной Месопотамии в Анатолию. Во многих местах обнаружены восторженные сообщения путешественников, посетивших Мари и прославлявших красоту города, гостеприимство его жителей и образцовый порядок в стране. Так, царь финикийского города Угарита послал своего сына в Мари, и тот подтвердил, что даже самые красочные описания бледнеют перед действительностью.

Понятно, что такого рода сообщения лишали археологов сна. Но где находился этот таинственный город? Из клинописных текстов следовало только, что он должен располагаться где-то на половине пути между Вавилонией и Средиземным морем. Но первые попытки обнаружить город окончились неудачей.

И тут помог случай — отец многих открытий. Летом 1933 года бедуины, копавшие могилу для своего умершего собрата, случайно нашли на холме Телль-Харири, расположенном на берегу Евфрата, загадочную статую. Она представляла собой человека, одетого в длинную юбку, украшенную богатой, равномерно расположенной бахромой. По низу статуи тянулась загадочная клинопись.

О находке арабы немедленно сообщили лейтенанту Кабане, начальнику французского военного поста в Абу-Кемале — небольшом местечке на границе Сирии с Ираком. Из путаных и горячих объяснений арабов — «мы хоронили мертвеца, а нашли другого мертвеца!» — офицер долго ничего не мог понять. Наконец до него дошло, что бедуины говорят о найденном ими «мертвеце из камня».

Лейтенант Кабане уже достаточно времени провел на Востоке и, подобно многим европейцам той поры, не остался равнодушным перед чарами древней истории, следы которой здесь можно встретить буквально на каждом шагу. Заинтересованный находкой, он отправился с арабами к холму Телль-Харири, расположенном в 11 километрах от Абу-Кемаля. Найденная статуя несомненно была древней. Лейтенант приказал аккуратно извлечь ее из земли и доставить в Абу-Кемаль. Побродив вокруг холма, Кабане обратил внимание на разбросанные там и сям большие камни. Бедуины обычно клали их на могилы, чтобы защитить тело умершего от бродивших вокруг гиен и шакалов. Но такие камни — редкость на Евфрате. И уж если камни найдены, то они непременно извлечены из древних развалин.

Кабане незамедлительно послал начальству подробный рапорт о находке. В октябре 1933 года его доклад уже лежал на столе Рене Дюссана, хранителя восточных древностей музея в Лувре. Далее события развивались стремительно. 20 октября Дюссан позвонил 32-летнему профессору Андре Парро и предложил ему немедленно выехать во главе археологической экспедиции в Абу-Кемаль.

Сын протестантского священника из Восточной Франции, Андре Парро в молодости пошел по стопам отца и к 1933 году уже был известен как доктор теологии и крупный ученый-ориенталист. Реакция Парро на звонок Дюссана была мгновенной: в декабре того же года он отправился в Абу-Кемаль во главе археологической экспедиции. Всю дорогу Парро волновался: не начались ли на холме Телль-Харири самовольные раскопки? Но, прибыв на место, он с удовлетворением убедился, что место нетронуто — лейтенант Кабане, несмотря на сжигающее его любопытство, устоял перед искушением копать на свой страх и риск и строго запретил делать это арабам. По незнанию эти горе-археологи могли причинить много вреда.

Внимательно изучив место и разбив его на квадраты, ученые приступили к раскопкам. 23 января 1934 года профессор Парро в первый раз вонзил лопату в грунт…

Едва ли найдется какое-либо другое археологическое предприятие, которое привело бы к такому молниеносному и значительному успеху, как раскопки Мари. Первой же находкой, сделанной учеными, стала еще одна статуя — длиннобородый мужчина в одежде из шкур, правое плечо открыто, на плече — надпись клинописью: «Ламги-Мари я, царь Мари… Великий жрец-правитель бога Энлиля, который посвящает свою статую Иштар». Таинственный город, столько лет «ускользавший» от археологов, был открыт, что называется, с первой лопаты! Это стало одним из самых сенсационных открытий французской археологии.

За 24 года раскопок — их на время приостановила Вторая мировая война — исследовательская группа профессора Парро вскрыла более 80 гектаров древнего городища. Когда Андре Парро в 1957 году временно прекратил свои раскопки, он уже имел славу одного из авторитетнейших археологов мира, а его заслуги перед наукой увенчали орден Почетного легиона и должность главного хранителя национальных музеев Франции.

Раскопки огромного города продолжаются до сих пор, но уже давно стало ясно, что Мари был одним из самых блестящих центров древней Месопотамии. Здесь обнаружено не менее восьми последовательно сменявших друг друга напластований, древнейшее из которых восходит ко времени позднего неолита (конец IV тысячелетия до н. э). Все здания Мари были построены из кирпича-сырца. В центре города возвышался традиционный для Месопотамии зиккурат. К III тысячелетию до н. э относятся главные храмы Мари — богини Иштар и богини Нингурсаг. Огромный дворец царя Зимлирима занимал площадь в 2,5 гектара. Этот дворец с его замечательными настенными росписями и многочисленными произведениями искусства относится к наиболее крупным и значительным открытиям мировой археологии. В нем раскопано более 300 помещений: покои царя, домашние молельни, рабочие помещения для писцов и ремесленников и даже школа. Характерно, что оборудование кухонных и купальных помещений дворца может использоваться и сейчас, четыре тысячи лет спустя после гибели города, не требуя никакого ремонта.

Вход во дворец защищали две могучие башни. Стены многочисленных залов, местами сохранившиеся на высоту 4–5 м, украшали многочисленные росписи с изображениями богов и богинь, сцен битв и повседневной жизни: рыбак несет на плече улов, крестьяне собирают плоды с финиковой пальмы Краски росписей удивительно хорошо сохранилась. На одном большом фрагменте можно разобрать сцену, где царь возводится на престол божеством. Это божество — властительница неба Иштар; она изображена стоящей на спине льва. Фигуры царя и богини окружены деревьями, животными, синкретическими существами и богами.

В 1965 году при раскопках дворца Зимлирима был найден клад, хранившийся в небольшом кувшине. Это так называемое сокровище Ура представляет собой дар, присланный царю Мари царем Ура Месаннипаддой, как это следует из надписи на кувшине. Оно включает многочисленные цилиндрические печати, статуэтки из бронзы и слоновой кости. Самая лучшая вещь клада — львино-головый орел высотой 12,8 см, с распростертыми крыльми. Крылья и тело его сделаны из ляпис-лазури, голова и хвост — из тонкого золотого листа, заполненного битумом.

В развалинах Мари были обнаружены великолепные скульптуры, выполненные из алебастра или мягкого известняка. Они изображают портреты царей и знати: стоящие или сидящие персонажи, полуобнаженные, одетые в широкие пышные юбки; руки их скрещены на груди — этот тип характерен для всего Двуречья, с которым была тесно связана вся культура Мари. Особенно поражают огромные глаза статуй, выполненные из ляпис-лазури и перламутра. Часть этих произведений древних мастеров сегодня хранится в Лувре, другая — в музеях Сирии.

При раскопках была обнаружена статуя богини Иштар (Мари) (1800 г. до н. э.), вероятно, являвшаяся главной святыней города (ныне хранится в музее Халеба, Сирия). Высеченная из белого известняка, высотой почти в человеческий рост — 1,42 м — богиня облачена в сильно облегающее платье, оставляющее открытыми ее босые ноги. На обнаженных руках — браслеты. Шею украшает тяжелое, в шесть рядов, жемчужное ожерелье. Первоначально статуя бьиа ярко раскрашена — на волосах остались следы красной краски. Богиня держит в руках слегка наклоненную вперед вазу, из которой с помощью хитрого механизма, устроенного внутри статуи, ключом била вода. Видимо, это приспособление использовалось во время ритуальных праздников культа плодородия.

Среди руин Мари найдены раскрашенные терракотовые сосуды, изделия из перламутра и золота, ожерелья, браслеты, драгоценные камни, печати и множество глиняных сосудов, некоторые из которых достигают высоты в 1,5 м. Были найдены даже две модели жилых домов, выполненные из глины, — вероятно, это проекты, созданные архитекторами для их заказчиков: восемь комнат равномерно размещены вокруг четырехугольного внутреннего двора, окруженного стеной. К числу интересных находок принадлежит мозаичное панно с изображением религиозной церемонии. Оно виртуозно исполнено из маленьких кусочков слоновой кости, перламутра, сланца, ляпис-лазури. Специалисты датируют этот мини-шедевр второй половиной III тысячелетия до н. э.

Особую ценность представляет найденный во дворце «архив царя Зимлирима», включающий более 23 тыс. клинописных глиняных табличек, проливающих свет на многие вопросы истории города. Понадобилось несколько колонн грузовиков, чтобы вывезти из развалин Мари эти находки. Таблички рассказывают о жизни в древнем городе и деятельности царской администрации. Одни содержат правила религиозных ритуалов, другие — Указания царя чиновникам, третьи — отчеты о строительстве каналов найдены именные списки около двух тысяч городских ремесленников, указания надсмотрщикам, поручения архитекторам, расчеты с торговцами. Был найден весь государственный архив Мари, содержащий личную переписку Царей и важнейшие правительственные акты «Архив царя Зимлирима» — один из наиболее полных и хорошо сохранившихся комплексов древней письменности, имеющий огромную научную ценность.

Прочитанные тексты из «архива Зимлирима» дали ответы на многие вопросы истории Мари. Этот город-государство основали неизвестные создатели. Известно, что примерно к 3000 году до н. э. Мари вырос в значительный центр. Он вел оживленную торговлю с многими странами; его богатство вызывало зависть других государств. Город много раз разрушался и отстраивался заново. Расцвет Мари относится ко времени около 2000 года, когда были воздвигнуты великолепный царский дворец и многочисленные святилища. В XVIII веке до н. э., на 33-м году правления вавилонского царя Хаммурапи, город был завоеван, а после восстания горожан, вспыхнувшего в ответ на жестокости отряда вавилонских захватчиков, так сильно разрушен, что прекратил свое существование. Город уже никогда больше не восстанавливался. В том виде, в каком нашли его исследователи, Мари пролежал под землей три с половиной тысячелетия.

Форма регистрации

универсальная форма для специалистов и клиентов на все виды курсов и консультаций









    Поля, отмеченные звездочкой (*) обязательны для заполнения.